Стр. 224 - Топография

Упрощенная HTML-версия

223
В зависимости от того, какое направление принято за начальное, различают
три вида углов, определяющих направления на
точки: геодезический азимут
А,
магнитный
азимут
А
м
и дирекционный угол α.
Измерение и построение дирекционных
углов (азимутов) на карте выполняют
транспортиром, артиллерийским кругом или
хордоугломером. Шкалы транспортиров
построены чаще всего в градусной мере,
артиллерийских кругов и хордоугломеров —
в делениях угломера.
Дирекционный
угол
направления,
например, с точки
М
на точку
N
измеряют в
точке пересечения этого направления с од-
ной из вертикальных километровых линий
(рис. 9.15), в нашем примере α = 101°30'.
Очевидно, что при измерении транспортиром дирекционного угла, имеющего
величину от 0 до 180°, необходимо нулевой радиус транспортира совмещать с
вертикальной километровой линией с западной стороны, а углов, больших
180°, — с восточной стороны. В последнем случае к полученному отсчету
добавляют 180°.
Артиллерийским кругом (рис. 9.15) дирекционные углы измеряют так же, как
и транспортиром, но нулевой радиус круга всегда совмещают с северным
направлением вертикальной километровой линии. Отсчеты в делениях
угломера читают по внутренним подписям шкалы, возрастающим по ходу
часовой стрелки.
Для перехода от делений угломера к градусной мере угла пользуются
соотношением 1-00 = 3,6' · 100 = 360' = 6°.
В нашем примере дирекционный угол направления
CN
в делениях угломера
равен 5-65 или в градусной мере 33°54' (5,65·6° =
33,9° = 33°54').
Перевод углов из градусной меры в деления угломера производится по
таблице (прил. 3).
Способ построения и измерения углов по хордам основан на том, что каждому
острому углу (до 15-00) соответствует определенное значение хорды
окружности, проведенной из вершины угла.