Стр. 3 - Топография

Упрощенная HTML-версия

2
Дальнейшее развитие военная топография получила во второй половине XIX
в., когда вместо устаревшей тактики колонн и рассыпного строя стала
применяться стрелковая цепь, вследствие чего появилась необходимость
более детального изучения и оценки тактических свойств местности. Военная
топография как учебная дисциплина была включена в учебные программы
военных школ, училищ и академий. Особенно много усилий по включению
военной географии и военной статистики в учебные программы военно-
учебных заведений, прежде всего Академии Генерального штаба (изучение
этих предметов составило до четверти всего учебного времени, если
прибавить к ним геодезию, которую слушатели академии осваивали весьма
профессионально), приложил граф Д.А. Милютин (военный министр России в
1861 — 1881 гг., профессор Академии Генерального штаба в 1846—1856
гг.).По мере развития средств вооруженной борьбы и изменения характера
боевых действий изменялись и задачи военной топографии. Так, появление
оружия массового поражения выдвинуло в качестве одной из важнейших
задач детальное изучение по карте и умелое использование защитных свойств
местности на больших площадях, а появление высокоточного оружия — ее
маскирующих свойств. Оснащение войск вертолетами, беспилотными
разведывательными средствами, системами и средствами навигационного
обеспечения потребовало умений в выборе маршрутов полета с
максимальным использованием маскирующих свойств местности и
ориентировании в полете, точного нанесения на карту обнаруженных с
воздуха целей, подготовки данных для работы навигационной аппаратуры и т.
п.
Как показывает опыт войн и вооруженных конфликтов последних лет,
неумелое использование тактических свойств местности, недостаточные
практические навыки в работе с картой (фотодокументами местности) могут
привести не только к ошибкам в целеуказании, неоправданному расходу
боеприпасов, горючего, но и к значительным людским потерям. Опыт боевых
действий в Чеченской Республике еще раз убедительно подтвердил
необходимость твердых знаний и умения общевойсковых командиров звена
взвод—батальон в таких вопросах военной топографии, как ориентирование
на местности в любых условиях, изучение и оценка тактических свойств
местности в районе боевых действий, определение координат целей для
целеуказания, работа с картой и фотодокументами местности.
Какая информация о местности необходима командирам подразделений всех
родов войск сегодня? В виде каких документов эта информация доводится до
войск? Как изучать местность и ориентироваться на ней? На эти и многие
другие вопросы поможет найти ответ учебная дисциплина «Военная
топография».