Стр. 316 - Топография

Упрощенная HTML-версия

315
При движении в пешем порядке или на лыжах пройденное расстояние
измеряют шагами или определяют по времени движения.
По направлению на
ориентир и расстоянию до него
точка стояния может быть определена, если
на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на
ориентированной
карте
к
условному знаку опознанного
ориентира прикладывают линей-
ку, визируют вдоль нее на
ориентир, прочерчивают прямую
линию и откладывают на ней
расстояние
от
ориентира.
Полученная
на
линии
визирования точка и будет
искомой точкой стояния.
Местоположение
машины,
находящейся на линии створа
(прямая линия, проходящая
через точку стояния и две другие
характерные точки местности),
может быть определено двумя
способами.
Если машина находится на линейном ориентире (дороге) в створе с двумя
местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую линию через
условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми
находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка
пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния (рис.
12.5).
Если точка стояния находится не на линейном ориентире, то ее
местоположение можно определить по створу и боковому ориентиру (рис.
12.6). Карту ориентируют по линии створа, а затем, приложив визирную
линейку к боковому ориентиру, визируют на него и прочерчивают прямую до
пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией
визирования на ориентир и будет находиться точка стояния.
Засечкой по ориентирам
точку стояния можно определять при условии
хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм
рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.
Если машина (танк) находится на дороге или на каком-нибудь линейном
контуре, засечку выполняют по боковому ориентиру (рис. 12.7).