Стр. 59 - Топография

Упрощенная HTML-версия

58
1.Деления транспортира должны быть верны. Они наносятся делительными
машинами автоматически и с
большой точностью, а поэтому они обычно равны.
Чтобы убедиться в этом, достаточно все деления
осмотреть в лупу. Если окажется, что деления
транспортира неодинаковы, то он не годен для
работы.
2. Центр транспортира должен находиться точно в
середине нулевого диаметра. Для проверки этого с
помощью
линейки
Дробышева
или
штангенциркуля
строят
две
взаимно
перпендикулярные прямые и прикладывают
транспортир к этим линиям таким образом, чтобы
нулевой диаметр совместился с одной из них, а штрих с надписью 90 — с
другой (рис. 2.7). По внутреннему краю линейки транспортира проводят
тонкую линию. Если эта линия совпадет с данной прямой, то центр
транспортира лежит на нулевом диаметре. Вместе с этим устанавливают,
находится ли центр транспортира на второй данной прямой.
В положительном случае средний радиус перпендикулярен к нулевому
диаметру, то есть центр транспортира находится точно в середине этого
диаметра.
Если транспортир не удовлетворяет второму требованию, то в таком случае
транспортир имеет эксцентриситет. Этот недостаток не может быть устранен.
В том случае, когда влияние эксцентриситета на точность отсчета будет не
более 15', транспортиром можно работать.
3. Наружное ребро линейки транспортира должно быть параллельно нулевому
диаметру. Чтобы проверить это требование, прочерчивают на бумаге прямую
линию и прикладывают к ней транспортир нулевым диаметром. К
наружному
краю линейки транспортира прикладывают гипотенузой треугольник, а к ка-
тету последнего — линейку.