Стр. 109 - история

Упрощенная HTML-версия

109
фельдмаршале графе Суворове". Гражданское мужество антоновского
поразительно: Павел I подверг фельдмаршала Суворова опале за его
противодействие вводимым в армии прусским порядкам, а майор добивается
цензурного разрешения напечатать рукопись, содержащую "краткое
начертание жизни фельдмаршала графа Суворова-Рымникского", "его
письмо о том, каков должен быть военачальник", "а при том и
любопытнейшую "тактику" его же, приноровленную к понятию и опытам
российского простого воинства"! (этой тактикой и был 2-й раздел "науки
побеждать"). В деле сохранилась резолюция, написанная генерал-
прокурором князем Алексеем Куракиным под диктовку Павла I: "государь
император повелеть соизволил, призвав г-на антоновского, от которого
собрать сие в цензуру представленное, и объявить ему, что если тут
намерение его было хвалить графа Суворова, чтоб он суждениями своими
ограничил себя в тех пределах, в которых ему быть следует; а если для хулы
намерен был он сие издать, то что оное не с которой стороны ему не годится,
что и исполнять по приезде моем в Петербург. Князь а. Куракин. Июня 5-го
дня 1798 года".
Таким образом, из-за личного вмешательства Павла I широкие круги
русской общественности и русской армии смогли познакомиться с
гениальным творением Суворова только спустя восемь лет, после страшного
поражения при Аустерлице - прямого следствия забвения национальных
суворовских принципов военного искусства. Гонения, обрушившиеся в 1799
г. На антоновского как на человека с дурной репутацией у властей, стоили
ему потери места и довели до "совершенной нищеты".
ТЕМА № 2 Военного искусства ХIX в.
Военное искусство в войнах первой Французской империи.
Наполеоновские войны — войны Франции в период консульства
(1799—1804) и империи Наполеона I (1804—14, 1815). Велись в интересах
французской буржуазии, стремившейся установить свою военно-