143
поддержки; все другие полуэскадроны двигались в 100 шагах за группами
поддержки в сомкнутом строю.
Обучение и снабжение. В обучении русских войск предпочтение
отдавалось действиям в сомкнутом строю и маршировке. Ведению
прицельного огня, роль которого с принятием на вооружение нарезного
оружия значительно возросла, войска обучались мало (кроме легкой пехоты).
Военно-теоретическая мысль продолжала, в общем, по-старому оценивать
роль штыка и огня в бою. Частично этим можно объяснить и задержку
поступления на вооружение армии штуцеров.
Во время войны войска получали довольствие из запасов постоянных,
подвижных и добываемых на самом театре войны, в том числе и путем
реквизиций, которые производились в особых случаях.
Военно-морской флот России. По численности боевых кораблей он
прочно занимал третье место после Англии и Франции. Боевые корабли и их
вооружение, в общем, соответствовали требованиям военного дела. В первой
половине XIX века вследствие технико-экономической отсталости страны и
косности царского правительства, принижавшего значение военно-морских
сил. Россия к началу Крымской войны имела очень мало паровых судов. Но
по организации и боевой подготовке Черноморский флот благодаря
деятельности адмиралов М.П. Лазарева и П.С. Нахимова, В.А. Корнилова и
В.И. Истомина превосходил английский и французский флоты.
Перед Крымской войной в Балтийском и Черноморском флотах и в
Архангельской, Каспийской и Камчатской флотилиях насчитывалось
несколько более 90 тысяч человек. Балтийский флот имел 26 линейных
кораблей, 9 фрегатов, 8 корветов и бригов, 9 пароходо-фрегатов, 10
транспортов, 143 мелких судна, а Черноморский флот-14 линейных кораблей,
6 фрегатов, 16 корветов и бригов, 6 пароходо-фрегатов, 32 транспорта и 82
мелких корабля.