55
В начале XV в. появились лафеты, но они были еще несовершенны.
Перевозили бомбарды на волах и на лошадях. Для перевозки одной
бомбарды города Нюрнберга «Кримгильды» (1388 г.) весом в 3 1/2 тонны с
одиннадцатью каменными ядрами, зарядами пороха, инструментами и
орудийным расчетом потребовался большой обоз. Бомбарду везли 12
лошадей, ее лафет - 16 лошадей, щит везли на трех пароконных телегах, ядра
- на четырех четырехоконных телегах, принадлежности и инструменты - на
двух четырехоконных подводах, орудийный расчет - на одной подводе. Всего
потребовалось 60 лошадей, включая лошадь пушечного мастера, а также 10
повозок без бомбарды и ее лафета.
В конце XV в. были изобретены балансирующие цапфы, что резко
повысило боевые свойства бомбард. Однако скорострельность их была очень
низкой. Так, при осаде г. Дортмунд (1388 г.) в один день было выпущено 33,
а за 14 дней осады - 283 ядра.
Бомбарды применялись и в открытом поле и на борту корабля. Однако
их применение было мало эффективно. Так, в бою при Грюнвальде (1410 г.)
стрельба из бомбард не оказала влияния на ход боя. Орудия не могли менять
раз занятую в бою позицию, заряжались они медленно и с большим трудом,
порох был плохого качества.
В 1386 г. англичане захватили два французских корабля, вооруженных
бомбардами. В это время морскими судами были гребные галеры и парусные
нефы. Наибольшее распространение имели галеры, на носу которых
устанавливались бомбарды с неподвижным креплением. Для ведения огня
галера поворачивалась к противнику носом. Стреляли бомбарды каменными
ядрами. С 1493 г. на судах стали применяться чугунные ядра. К этому
времени корабль получил более правильную оснастку и парусность, что
оказало влияние и на артиллерийское вооружение морских судов.
В этот же период появилось и совершенствовалось ручное
огнестрельное оружие, которым вначале были ручные бомбарды двух видов:
или маленький ствол, вставленный в деревянное ложе, или же широкий и