Стр. 266 - Топография

Упрощенная HTML-версия

265
Под наземной навигацией понимается теория и практика определения
координат объектов, движущихся на поверхности Земли.
Принцип работы наземной навигационной аппаратуры (ННА) заключается в
непрерывном вычислении приращений координат и суммировании их с
координатами предыдущей точки. Для этого на подвижном объекте
устанавливают специальные технические устройства (координаторы,
курсопрокладчики), позволяющие непрерывно измерять пройденное
расстояние от начальной точки маршрута и дирекционный угол продольной
оси машины.
Наземная навигационная аппаратура применяется главным образом при
действиях подразделений в бою и совершении марша на местности, бедной
ориентирами, в условиях ограниченной видимости и ночью. Используя
информацию о скорости или пути движения объекта относительно земной
поверхности и о дирекционном угле продольной оси объекта, ННА
вырабатывает информацию в целях обеспечения ориентирования и
определения местоположения объекта на местности.
Кроме ориентирования навигационная аппаратура в комплексе с имеющимися
в машине угломерными устройствами и дальномерами позволяет
осуществлять топогеодезическую привязку огневых позиций, определять
координаты мелей, наносить на карту не обозначенные на ней дороги,
колонные пути, границы районов разрушений, завалов, затоплений и пожаров,
участков радиоактивного и химического заражения и т. п.
Приборы наземной навигации по назначению и устройству подразделяют на
три типа: гирополукомпасы, координаторы и курсопрокладчики. Название
типа наземной навигационной аппаратуры происходит от имеющегося в ней
счетно-решающего устройства. Гирополукомпас такого устройства не имеет.
Гирополукомпас
входит в состав любой ННА и предназначен для
выдерживания заданного направления движения (курса) машины в любых
условиях видимости. Он монтируется на танках, боевых машинах пехоты
(БМП), разведывательных машинах, командно-штабных машинах (КШМ), а
также на некоторых видах плавающих средств. Ориентирование по
гирополукомпасу в значительной мере аналогично движению по азимуту.
Среднее отклонение от маршрута при выдерживании направления с помощью
гирополукомпаса составляет около 5 % пройденного пути.
Навигационная аппаратура с
координатором
предназначена для непрерывной
автоматической
регистрации
в
пути
прямоугольных
координат
местоположения и курса движущейся боевой машины, направления на
конечный пункт маршрута и расстояния до него. Она может быть также