Стр. 267 - Топография

Упрощенная HTML-версия

266
использована для целеуказания и нанесения на карту колонных путей, районов
затопления, границ зараженных участков и других объектов. Координатор
является одним из основных приборов танковой навигационной аппаратуры
(ТНА) различных модификаций.
Навигационная аппаратура с
курсопрокладчиком
предназначена для
непрерывной автоматической регистрации прямоугольных координат
местоположения, курса движущейся машины и вычерчивания на
топографической карте пройденного машиной пути.
Курсопрокладчики входят в состав аппаратуры, устанавливаемой на боевых
разведывательных и специальных машинах.
В топогеодезических подразделениях ракетных войск и артиллерии и в
некоторых других подразделениях применяются специальные машины —
топопривязчики
предназначенные для топогеодезической привязки стартовых
позиций ракет, огневых позиций артиллерии, антенн радиолокационных
станций, стоянок самолетов, оснащенных прицельно-навигационными
комплексами. Топопривязчики могут использоваться для вождения колонн
войск ночью и в других условиях, трудных для ориентирования, а также для
обозначения на карте не обозначенных на ней дорог, зон заражения
(затопления) и границ различных объектов.
В основе работы навигационных приборов использовано свойство сохранять
неизменным направление оси вращения в пространстве быстровращающегося
тела, масса которого равномерно распределена относительно оси вращения.
Этим свойством обладает гироскоп (рис. 13.1) - один из важнейших узлов
навигационной аппаратуры. Простейшим примером гироскопа является
волчок. При быстром вращении его ось остается неподвижной.
Гироскоп
используется для автономного определения азимутов направлений,
он является основным элементом систем автоматического управления
самолетами, ракетами, кораблями. Преимущество гироскопа по сравнению с
компасом заключается в том что он не подвержен влиянию магнитного поля
Земли, устойчиво работает в боевых машинах, в районах магнитных аномалий
и бурь.
Гироскоп состоит из ротора и карданного подвеса. При работе гироскопа его
ротор с большой скоростью вращается вокруг трех
осей
(X
f
Y, Z).
Ось X называется главной осью гироскопа, ось
Y—
осью чувствительности,
ось Z — осью прецессии гироскопа. Система из двух подвижных рамок 2,
3
и