Стр. 297 - Топография

Упрощенная HTML-версия

296
контурных точек определяют по карге с помощью поперечного масштаба и
циркуля-измерителя, а координаты геодезических пунктов выбирают из
каталогов.
Для получения координат на топопривязчике последовательно объезжают
определяемые точки с исходного до конечного пункта маршрута. Если машина
может заехать на определяемую точку, то ее координаты определяют
считыванием со счетчиков (шкал) курсопрокладчика. В противном случае
машину останавливают на некотором удалении от определяемой точки и
измеряют расстояние от машины до определяемой точки. Вычисляют
дирекционный угол направления «машина - привязываемая точка» путем
суммирования отсчета, снятого со шкалы курсопрокладчика КУРС
,
и отметки
визира ориентирования на определяемую точку. При наличии времени и для
повышения точности дирекционный угол определяют с помощью
перископической артиллерийской буссоли или гирокомпаса.
Для получения координат определяемой точки с помощью курсопрокладчика
записывают отсчеты на шкалах
X
,
Y
и шкале КУРС. Значение дирекционного
угла на определяемую точку устанавливают на шкале КУРС
курсопрокладчика, а маховиком дальности вводят измеренное расстояние
(предварительно шкалу корректуры пути устанавливают на 0 и выключают
ПУТЬ). После этого со счетчиков
Х
и
У курсопрокладчика считывают
координаты точки. Перед движением на следующую точку маховиком даль-
ности выбирают введенное расстояние, восстанавливают прежнее значение
курса и сличают по счетчикам координаты точки стояния топопривязчика.
По прибытии на конечный пункт маршрута привязки снимают координаты со
шкал курсопрокладчика и сравнивают их с координатами конечного пункта,
снятыми с карты (или выписанными из каталога). Расхождение в координатах
(независимо от масштаба карты, по которой определялись координаты
исходного и конечного пунктов) не должно превышать 70 м при длине
маршрута до 3
км и 100 м при длине маршрута более 3
км. В случае если рас-
хождения в координатах конечного пункта превышают указанные допуски,
необходимо повторить работу, проверив исходные данные. Высоту точки
определяют по крупномасштабной карте.
При нанесении на карту не обозначенных на ней дорог
(колонных путей, зон
затопления, заражения и других объектов) машина с включенной аппаратурой
движется по дороге (колонному пути) или границе объекта. На перекрестках,
переправах, стыках и развилках дорог машину останавливают и
соответствующими условными знаками эти местные предметы наносят на
карту, подписывая необходимые характеристики.