Стр. 38 - Топография

Упрощенная HTML-версия

37
У некоторых транспортиров с нулевым диаметром совмещается наружное
ребро линейки, на котором
отмечен центр полукруга и
нанесена
миллиметровая
шкала. Бывают
также круглые транспортиры,
деления которых идут от 0° до
360° в обе стороны. Диаметр
транспортира изменяется от 6
до 20 см.
Транспортир
должен
удовлетворять следующим требованиям:
1.Деления транспортира должны быть верны. Они наносятся делительными
машинами автоматически и с
большой точностью, а поэтому они обычно равны.
Чтобы убедиться в этом, достаточно все деления
осмотреть в лупу. Если окажется, что деления
транспортира неодинаковы, то он не годен для
работы.
2. Центр транспортира должен находиться точно в
середине нулевого диаметра. Для проверки этого с
помощью
линейки
Дробышева
или
штангенциркуля
строят
две
взаимно
перпендикулярные прямые и прикладывают
транспортир к этим линиям таким образом, чтобы
нулевой диаметр совместился с одной из них, а штрих с надписью 90 — с
другой (рис. 2.7). По внутреннему краю линейки транспортира проводят
тонкую линию. Если эта линия совпадет с данной прямой, то центр
транспортира лежит на нулевом диаметре. Вместе с этим устанавливают,
находится ли центр транспортира на второй данной прямой.
В положительном случае средний радиус перпендикулярен к нулевому
диаметру, то есть центр транспортира находится точно в середине этого
диаметра.
Если транспортир не удовлетворяет второму требованию, то в таком случае
транспортир имеет эксцентриситет. Этот недостаток не может быть устранен.
В том случае, когда влияние эксцентриситета на точность отсчета будет не
более 15', транспортиром можно работать.