Стр. 39 - Топография

Упрощенная HTML-версия

38
3. Наружное ребро линейки транспортира должно быть параллельно нулевому
диаметру. Чтобы проверить это требование, прочерчивают на бумаге прямую
линию и прикладывают к ней транспортир нулевым диаметром. К наружному
краю линейки транспортира прикладывают гипотенузой треугольник, а к ка-
тету последнего — линейку.
Затем
транспортир
убирают,
а
треугольник передвигают вдоль линейки.
Если при этом передвижении гипотенуза
треугольника совместится с прочерченной
прямой, то транс п ортир удовлетворяет
указанному требованию. В противном
случае гипотенуза треугольника образует
с прочерченной линией некоторый угол
BC
1
D
1
(рис. 2.8)
В направления, построенные таким транспортиром с использованием
наружного края его линейки, будет входить систематическая ошибка, равная
углу BC
1
D
1
. Эта ошибка может быть направлена то в одну, то в другую сторону
в зависимости от положения транспортира. При построении утла этим
транспортиром ошибка при одних положениях последнего войдет в величину
угла в двойном размере, а при других положениях может совсем не сказаться.
Хордоугломер
представляет собой специальный график, награвированный на
металлической пластине в виде поперечного масштаба, предназначенного для
измерения углов по длинам соответствующих им хорд (рис. 2.9). В основе
построения графика лежит известная зависимость между радиусом
окружности Я, центральным углом а и длиной хорды t:
а =
2R
sin
2
Если радиусу окружности придать постоянное значение (на хордоугломере
оно обычно равно 12 см), то величины хорд будут пропорциональны только
синусам стягиваемых ими углов. Так как при угле 60° длина хорды равна
радиусу, то угол 10-00 принят за единицу при расчете хордоугломера.
На верхней горизонтальной шкале хордоугломера подписаны величины хорд,
соответствующие углам от 0-00 до 15-00 через каждые 20 малых делений (от
0 до 20). У концов хорд, соответствующих углам I -00, 2-00 и так далее до 15-
00, подписаны числа 1, 2 ... 15.