132
6.3 Личность и воинская деятельность
Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида
изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др.
Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности
формирования и развития личности военнослужащего, особенности
индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-
профессиональной деятельности. По определению отечественной психологии
и педагогики каждый человек, не имеющий патологических дефектов
психической сферы, является личностью. Имея материальную основу, он в то
же время отражает условия объективной среды, в которых формировался и
развивался. В широком плане личность выступает интегральной
целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. От того,
каково содержание личности, во многом зависит, как поведет себя человек в
той или иной ситуации. Следовательно, знание сущности, структуры,
содержания и механизмов формирования и развития личности позволит
офицеру не только успешно руководить своими подчиненными, но и более
эффективно осуществлять мероприятия по организации различных видов их
служебно-боевой деятельности, обучения и воспитания, укрепления
организованности и порядка.
Понятие и психологическая структура личности военнослужащего
Как известно, любая человеческая деятельность всегда субъективна. Не
является исключением и военно-профессиональная. Условием ее
осуществления выступает военнослужащий, который вполне определенно
относится к окружающему миру, детерминированному специфическими
факторами воинской службы. При этом структура внешней (материальной,
объективной) и внутренней (идеальной, субъективной) деятельности
взаимообусловлена. Структуры человеческой психики формируются
благодаря механизму интериоризации на основе усвоения структур внешней