10
слугу из рабов; слуги носили кинжалы и топорики. Боевым порядком
афинской пехоты, как и у спартанцев, была фаланга. Сильной стороной
афинской фаланги был удар накоротке; слабой — неспособность действовать
на пересеченной местности, легко уязвимые фланги и тыл. По построению и
тактическим свойствам афинская фаланга походила на спартанскую, но
отличалась бешеным натиском. Начиная с первой половины V века до нашей
эры афиняне стали применять осадные и метательные орудия.
Афинские рабовладельцы хорошо понимали, что успешно действовать
на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение
воинов в Афинах начиналось с семилетнего возраста, когда ребенка отдавали
в школу. Там его обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям.
Дети до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы (палестрах), где их
обучали пятиборью — бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, а
также плаванию. Палестры ежегодно устраивали публичные соревнования. В
возрасте 16—20 лет юноши в обязательном порядке посещали гимназии, где
продолжалась физическая подготовка с военным уклоном. В результате
такого воспитания и физического развития афинские граждане были
сильными, подвижными и ловкими бойцами. Наряду с этим афиняне
большое внимание уделяли тренировке своего мышления. В физическом
воспитании греков большое значение имели Олимпийские игры, они
проводились регулярно раз в четыре года. Первая известная нам Олимпиада
датирована 776 годом до нашей эры. Олимпийские игры превращались в
большие праздники, на время которых прекращались все внутри-греческие
войны. Игры проводились в форме состязаний, на которые стекалась масса
народа, но участвовали в них, как правило, лишь знатные и богатые
граждане. Популярность Олимпийских игр среди греческого населения была
очень велика.
Спарта образовалась в области Лакония, в юго-восточной части
Пелопоннеса. Береговая полоса Лаконии не имела удобных гаваней, что
мешало развитию мореплавания и торговли. Спарта, занимавшая