11
плодородную местность, была на протяжении всей своей истории
земледельческой страной. В результате многочисленных войн Спарта
подчинила себе население Лаконии и соседних с ней областей Южного
Пелопоннеса. Спартанцы поделили между собой захваченные земли, обратив
прежних владельцев в зависимых, прикрепленных к земле илотов. Илоты
были рабами, которые жили и работали на земельных участках спартанцев,
отдавая им определенную часть урожая. Ремесленники и торговцы селений,
подчиненных спартанцам, назывались перийоками (живущими вокруг), они
не были лишены личной свободы, но выполняли ряд тяжелых повинностей.
Во главе правительства Спарты стояли два царя, ограниченные в своих
действиях советом старейшин. В случае войны в поход отправлялся один из
царей, и при этом власть его в армии была неограниченной.
Все мальчики с 7 до 18 лет проходили обучение в гимназиях, где
занимались физическими и военными упражнениями и обучались грамоте. С
целью проверки физической выносливости один раз в год устраивалась порка
мальчиков. Мальчики должны были без плача переносить эту экзекуцию.
Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать,
переносить лишения и нередко наказывали. Большая часть времени
отводилась упражнениям в беге, борьбе, метании копья и диска. Много
внимания уделялось военным играм. Школьное воспитание было рассчитано
на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость,
физическую силу и смелость. Музыка, пение, танцы были также направлены
на воспитание качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна
была возбуждать мужество; танцы изображали отдельные моменты боя.
Спартанцы больше всего ценили в человеке качества, нужные воину. Тучных
людей, любивших поесть, не тренировавших мускулы, осыпали насмешками
и даже избивали палками — за нарушение гражданского долга. Зато воины-
герои были окружены почетом. Для проверки боевой готовности
периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся
располневшим сверх установленной для воина нормы, подвергался