165
броненосцы были бессильны в борьбе с ними. Однако факт постройки
Дредноута имел и иное значение. Он поставил все страны в равные условия,
так как ранее построенные линейные корабли потеряли свое значение.
Теперь все морские державы могли одновременно стартовать в гонке
морских вооружений. К тому времени достаточно четко определилась и
разновидность класса линейных кораблей - линейные крейсера, пришедшие
на смену броненосным крейсерам. Линейный крейсер окончательно
оформился как быстроходный корабль с единым калибром главной
артиллерии, повышенной скоростью и облегченным бронированием по
сравнению с линкорами.
Боевые действия на море выявили сильные и слабые стороны русских
крейсеров. Наиболее удачным типом броненосного крейсера, как и следовало
ожидать, оказался Баян. Артиллерия главного калибра, заключенная в башни,
хорошо бронированный борт позволяли ему успешно соперничать с
новейшими японскими крейсерами. Корабль был прекрасно приспособлен
для крейсирования и для действий в составе эскадры. Хорошо
зарекомендовали себя и крейсера 2-го ранга. Несмотря на критику отдельных
недостатков крейсеров типа Новик, после войны в Англии и Германии
началась постройка больших серий быстроходных крейсеров малого
водоизмещения. Броненосные и бронепалубные крейсера с открытым
расположением артиллерии и слабым бронированием не выдержали
испытаний и в эскадренных боях понесли большие потери. В то же время они
достаточно хорошо справлялись с операциями по нарушению морских
коммуникаций противника. Тенденция специализации крейсеров продолжала
углубляться. Однако в России специализация крейсеров не могла быть
завершена сразу после войны. Идея создания линейных крейсеров типа
Измаил и легких крейсеров типа Светлана пока только зрела.
Война убедительно показала роль миноносцев на море, которые не
только участвовали в сражениях, но и выполняли разведку, охрану, минные
постановки, траление. Резко возросли требования к скорости миноносцев и