250
и нанести на карту магнитные азимуты направлений движения (рис. 12.11).
Ориентирование в движении — это определение в любой точке пути своего
местонахождения относительно выбранных ориентиров и конечного пункта
движения.
Перец началом движения на машине по заданному (выбранному) маршруту
определяют направления на стороны горизонта и записывают на карте время
начала движения. На исходном пункте снимают показание спидометра и
подписывают его на карте у первой (исходной) точки. В движении прибавляют
к этому отсчету поочередно расстояния, подписанные на карте у контрольных
ориентиров. Полученные результаты должны соответствовать показаниям
спидометра при подходе машины к тому или иному ориентиру.
В сложных условиях ориентирования водителю обычно ставится задача
докладывать, когда отсчет по спидометру будет приближаться к значению,
записанному на карте у контрольного ориентира, к которому подъезжает
машина (танк).
В пути карту ориентируют по ходу движения. При каждом повороте машины
карту поворачивают на соответствующий угол. При движении вне дорог карту
ориентируют по местным предметам и формам рельефа.
Во время движения обязательно обращаются к карте при подходе к
контрольному ориентиру, а также к перекресткам или развилкам дорог.
Опознав на местности контрольный ориентир и сличив показания на
спидометре с данными на карте, своевременно указывают его водителю вместе
с направлением дальнейшего движения.
Например, «Через 400 м поворот налево на грунтовую дорогу, далее прямо до
перекрестка с шоссе».
В дальнейшем внимательно изучают маршрут до следующего ориентира и,
продолжая наблюдать за местностью, опознают местные предметы и
мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту. Наряду с местными
предметами для контроля движения по маршруту следует использовать
элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы,
промоины.
К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью,
необходимо привлекать всех членов экипажа. Для чего их предварительно
необходимо ознакомить с маршрутом движения, а в ходе движения заранее
предупреждать о предстоящем появлении ориентира.
При движении в танке (БТР, БМП) наблюдать за местностью значительно
сложнее, чем при движении на автомобиле или в пешем порядке. Поэтому