148
след на памяти юношей. Если человек, невзирая на запреты, причисляет себя
к определенной группе, общение с которой ему наиболее приятно, то такая
референтная группа может быть критерием оценки нравственных ценностей
и черт характера личности. В данном случае справедлива пословица: "Скажи,
кто твой друг, я скажу, кто ты".
Неосознанное стремление человека согласовывать свои взгляды с
мнением референтной группы –
конформизм
, становится привычкой,
препятствующей развитию самостоятельности мышления и критичности,
личность становится легко внушаемой и безвольной. Следовательно,
молодые люди, призываемые в армию и на Флот, обладают самыми
различными взглядами, убеждениями, личностными качествами. Анализ
влияния социальных групп на личность позволяет офицеру научно
распределять
призывников
по
подразделениям
и
создавать
высокоорганизованные группы и коллективы.
Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями,
пред ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив
подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко
осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской
службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках
допризывной подготовки юношей.
Особенности воинского коллектива
связаны с тем, что решение
стоящих перед ним задач достигается использованием оружия, боевой
техники и вооруженным насилием по отношению к врагу. В соответствии с
этим подлинным воинским коллективом является тот, все члены которого
выработали у себя не только мужество, настойчивость выносливость, но и
глубокие навыки и умения мастерски использовать технику и вооружение.
Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными
признаками,
уже
известными
связями,
создающими
прочный
психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других
идеологических и нравственно-психологических сил. Что имеется в виду?