Стр. 160 - Упмв

Упрощенная HTML-версия

160
Для изучения индивидуальных психологических особенностей
личности военнослужащих в последние годы применяется система
психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в
три группы:
1. Всеобщий (диалектический) метод.
2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая)
беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а
также изучение независимых характеристик, биографический и другие.
3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично
социометрический метод и другие.
Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы,
расчета, боевой части и т.д.) имеет свою специфику, что и определяет выбор
из предложенной системы тех из методов, применение которых не только
доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним,
прежде
всего,
относятся
методы
наблюдения,
познавательной
(диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов
деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание
перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их
применению в служебной и профессиональной деятельности офицера ВС РФ.
Особенности использования метода наблюдения
Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко
применяемых методов изучения психологических особенностей личностной
сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение
психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего
проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он
предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов,
характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности
подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных
психологических особенностях.
При помощи наблюдения можно выявить
многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя