161
сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности,
поступки) является только эмпирическим, исходным материалом
(информацией), а действительным предметом изучения служит их
психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является
правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического
смысла внешне наблюдаемых явлений. Достоверность результатов
наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером
того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования
и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя;
систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных
наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами
психолого-педагогического изучения
.
Впечатления о личностных качествах,
эмоциональном состоянии военнослужащего дополняют наблюдения за
ритмикой его движений, походкой, а также физиогномикой - проявлением
личностных особенностей в мимике, принятой им позе в процессе
невербального общения. Психологи установили, что словесное общение
занимает менее 35 процентов, а более 65 процентов информации передается с
помощью невербальных (без слов) средств общения. Проблема, стоящая
перед офицером – научиться невербальному изучению подчиненного, когда
его слова и действия не раскрывают внутреннего (психического и
психологического) мира. Результаты наблюдения требуют систематического
анализа, в процессе которого офицером изучаются и сопоставляются
выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности
проявления
личностных
особенностей
подчиненного,
дополнения
полученных результатов с помощью других психолого-педагогических
методов. Как показывает практика, это достаточно успешно делается в ходе
индивидуальной диагностической беседы с подчиненным.
Диагностическая беседа в изучении индивидуальных особенностей
подчиненных