163
Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во
многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе
взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-
педагогических действий офицера. После беседы целесообразно провести ее
анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы с ним.
Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и
более активно использовать знание его индивидуальных психологических
особенностей в процессе последующей работы с ним. Полученная
информация может дополняться результатами специальных опросов
военнослужащего.
8.3 Виды опросов и методика их проведения
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с
вопросами к опрашиваемым военнослужащим (респондентам). Источником
информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы
испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах,
событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях
опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях,
жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно
быстро и от большого количества людей.
Методика проведения опроса предусматривает несколько вариантов:
устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные,
экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее
распространенных методик опроса, применяемых в последнее время в
воинских подразделениях, является письменный опрос с применением
специальных опросных листов. Опросный лист - это структурно
организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с
центральной задачей изучения военнослужащего. Его принципиальное
отличие от анкеты заключается в том, что они всегда предлагают для выбора