240
объективность и обоснованность выдвигаемых положений, отсутствие
утверждений, не подкрепленных проверенными фактами и логическими
рассуждениями;
богатство и качество аргументации.
4.Простота и ясность изложения учебного материала:
пользоваться четкими, легко запоминающимися формулировками;
не увлекаться научной терминологией в неподготовленной аудитории,
разъяснять слушателям необходимые специальные термины. Число новых
понятий, вводимых на лекции, должно быть ограничено (с солдатами — 2-3).
5.Краткость изложения:
формулировать мысль сжато, не употреблять слов, не несущих
смысловую нагрузку;
цитаты использовать ограниченно (в качестве научных определений,
для подтверждения выдвинутого положения, иллюстрации идей какого-либо
теоретика);
не перегружать лекцию фактическим материалом. Факты должны быть
проверенными и помогать раскрытию темы. Цифры округлять, давать в
сравнении и записывать на доске. Это придает цифре зрительный образ и
привлекает внимание слушателей.
6.Культура речи:
не засорять речь “словами-паразитами” (вот, значит, ну, так сказать и
т.д.), они раздражают и отвлекают внимание;
соблюдать нормы литературного языка, правильно делать ударение в
словах;
не употреблять без надобности иностранные слова, когда есть
соответствующие им понятия в русском языке;
грамматически правильно строить предложения. Длинные фразы
воспринимаются с трудом;