162
фугасных снарядов был неоправданно мал, все расчеты строились на
бронебойные снаряды.
Серьезные недостатки были присущи и материальной части
корабельной артиллерии даже новейших броненосцев. Артиллерия обладала
сравнительно малой скорострельностью из-за большого времени открывания
и закрывания замков орудий и малой скорости подачи боезапаса. Углы
возвышения орудий были недостаточны для новых боевых дистанций. Не
было на кораблях и современных прицельных приспособлений. Новые
дальномеры, установленные на броненосцах, дальномерщики не успели
полностью освоить к началу сражения.
В ходе Цусимского сражения выявились недостатки в защите корпуса,
которые, прежде всего сказались на живучести боевых рубок. Их выход из
строя парализовал управление не только отдельных броненосцев, но и
эскадры в целом. Боевая рубка флагманского броненосца Князь Суворов
фактически перестала существовать как орган управления после первого
попадания. Приборы управления кораблем и артиллерией вышли из строя. То
же самое случилось и с боевой рубкой броненосца Бородино. В боевой рубке
броненосца Орел после попадания трех 152-мм и двух 203-мм снарядов
уцелел только штурвал рулевого управления. Наиболее неудачным
элементом в конструкции рубки оказалась крыша. Она имела грибовидную
форму и была приподнята над броневым цилиндром, образовывая 305-мм
зазор, через который осколки снарядов беспрепятственно проникали внутрь,
поражая людей и органы управления кораблем. Бронирование основания
боевой рубки заканчивалось на уровне верхней палубы. Ходы сообщения из
боевой рубки в центральный пост не бронировались. Броня башен 305-мм
орудий успешно выдерживала попадания любых японских снарядов, но часто
выходили из строя электроприводы башенных механизмов. Менее
надежными оказались башни 152-мм орудий. Из-за неправильной системы
креплений броневые плиты отставали от рубашек. Броневой пояс, броня
палубы и казематов выдерживали разрывы 305-мм фугасных снарядов.