163
Однако от сотрясения нарушались крепления броневых плит. Они отставали
от рубашки, вдавливались в борт, поворачивались, срывались с мест. Именно
срыв броневых плит в носовой части верхнего броневого пояса при
повторных попаданиях снарядов в одно и то же место способствовал гибели
броненосца Ослябя. На большинстве новых броненосцев корпуса ниже
ватерлинии, сохранились неповрежденными. Поэтому даже с совершенно
разбитым небронированным бортом корабли могли оставаться на плаву, если
бы они были в состоянии поддерживать вертикальное положение. Однако на
броненосцах отсутствовал пост и оборудование для централизованной
борьбы за живучесть корабля. Серьезным недостатком новых броненосцев
было низкое расположение казематов противоминной артиллерии. В 1903
году на ходовых испытаниях броненосец Император Александр III на 17-
узловом ходу при повороте зачерпнул воду через открытые орудийные
порты, расположенные на высоте 2,75 метра от грузовой ватерлинии. Только
быстрая перекладка руля и стопорение машин спасли броненосец от
опрокидывания. Большую опасность для новых броненосцев представляли
пожары, при постройке применялось значительное количество горючих
материалов.
Рассмотренные недостатки броненосцев типа Бородино в той или иной
степени были присущи всем броненосцам того времени, но усугублялись их
перегрузкой. Именно перегрузка, повлиявшая на важнейшие тактико-
технические характеристики, явилась той роковой причиной, которая в
конечном итоге привела к гибели новейшие русские броненосцы.
Строительная перегрузка была хронической болезнью русских
кораблей. Она возникала вследствие непрерывных изменений, вносимых в
процессе проектирования и строительства. В результате корабли оказывались
перегруженными еще на стапеле. Строительная перегрузка дополнялась
эксплуатационной. Осадка броненосца Орел перед сражением достигла 8,85
м (7,93 м проектная), а главный броневой пояс ушел под воду, хотя должен
был возвышаться на 1,5 фута над ватерлинией. Начальная метацентрическая